Некролог на смерть легенды вышел под заголовком «Ушел из жизни человек, олицетворявший автоспорт»
Один из самых уважаемых ветеранов автоспорта, британец Стирлинг Мосс, скончался в своем доме после продолжительной болезни на 91-м году жизни. Из-за плохого самочувствия он не появлялся на публике с января 2018 года, но ушел из жизни без боли. По словам супруги бывшего гонщика Сьюзи, «он просто устал, закрыл свои глаза, и умер». Несмотря на солидный возраст Мосса, для мирового автоспорта это очень большая утрата. Он пользовался непререкаемым авторитетом.
Фатальное благородство
Стирлинга считают величайшим пилотом «Формулы-1» среди тех, кому ни разу не удавалось завоевать титул. Он выиграл 16 из 66 гонок королевской серии, в которых участвовал с 1951 по 1961 годы. Но в битве за главный трофей ему фатально не везло. В 1958-м он уступил первое место в общем зачете своему соотечественнику Майку Хоторну, проявив благородство, просто необъяснимое в нынешние времена жестокого спорта.
В конце сезона на «Гран-при Португалии» на последнем круге Хоторн ехал вторым, позади Мосса, но второе место оставляло Майку хорошие шансы выиграть чемпионат. И тут машину Хоторна развернуло, и она оказалась на обочине. Даже после этого «серебро» пострадавшему было гарантировано — он единственный остался в одном круге с лидером. Но Майк зачем-то решил дотолкать свою «Феррари» до финиша — благо дорога была под горку. Это было глупым поступком, поскольку правила запрещали толкать автомобиль руками. Так что судьи немедленно дисквалифицировали Хоторна, лишив его завоеванных очков.
Но тут на помощь своему сопернику неожиданно пришел победитель гонки Стирлинг Мосс. Он заявил, что не желает получить преимущество в общем зачете подобным образом и убедил жюри, что Хоторн ничего не нарушил, поскольку его машина оказалась на обочине, а правила применимы только к действиям на трассе. В итоге Майку вернули шесть очков, и в конце сезона он опередил Мосса всего на один балл. Стирлинг четыре раза занимал второе место в чемпионате пилотов «Формулы-1». В 1961-м он был назван в Великобритании лучшим спортсменом года, а в 2000-м — посвящен королевой в рыцари.
Месяц в коме
Считается, что Мосс был равен талантом великому Хуану Фанхио или Михаэлю Шумахеру. Кроме того, он был универсальным пилотом, успешно выступая и в других сериях. В общей сложности на его счету 212 побед в различных гонках, в том числе в легендарных «24 часах Ле-Мана» в 1956-м. Но его великолепная карьера внезапно прервалась в 1962-м, когда Стирлинг попал в серьезную аварию в 100-милльной гонке в Гудвуде. За два года до этого он сломал обе ноги в инциденте на «Гран-при Бельгии». Но в Гудвуде все оказалось намного серьезнее — Мосс сильно повредил голову, пролежал месяц в коме и полгода был парализован. Звездный пилот сумел восстановиться, но заявил, что потерял часть своих гоночных навыков и не может продолжать карьеру.
После этого Мосс гонялся только в ветеранских и выставочных заездах, а также выступал в роли эксперта. Окончательно на покой он ушел только в 81 год после еще одного привета от своей судьбы. В 2010-м году старик хотел подняться на лифте с третьего на четвертый этаж своего шестиэтажного особняка. Однако из-за технического сбоя дверь лифтовой шахты открылась до того, как прибыла кабина. Мосс автоматически шагнул пустоту, и с высоты третьего этажа рухнул на бетонную площадку. Бывший гонщик сломал обе лодыжки, четыре кости на ногах, и повредил позвоночник. Но довольно быстро восстановился, и вскоре уже вручал приз победителю «Гран-при Великобритании».
В декабре 2016 года Мосс чуть не умер, подхватив легочную инфекцию в Сингапуре (разумеется, это было не коронавирус, но не менее смертельная дрянь). Гонщик пролежал в больнице 134 дня, но снова выкарабкался, фактически вернувшись к нормальной жизни. Но возраст все равно взял свое. Стирлинг пережил множество аварий, много раз оказывался на волосок от смерти. Но дожил до 90 лет и умер в своей постели, в почете и уважении и в окружении своих близких. Многие некрологи на смерть легенды сегодня начинаются словами: «Ушел из жизни человек, олицетворявший автоспорт».
В настоящее время существует множество различных подвидов автомобильного спорта, каждый из которых имеет собственные правила и положения. Соревнования могут быть на скорость прохождения трассы, экономичность, надёжность и так далее.