Российские пилоты отдохнули после главного испытания гонки «Дакар»

8 дней прошло со старта ралли-марафона «Дакар», проходящего по территории 3 стран Латинской Америки. Российские гонщики с честью справились с испытанием, которое заранее припасли им организаторы. Впервые с 2005 года (тогда гонка проходила еще по территории Африки) был введен так называемый марафонский этап, когда на ночном бивуаке ремонтом машин могут заниматься только члены экипажа без командной поддержки. Директор российской команды Владимир Чагин предупреждал о бессонной ночи.

Фото: REDBULL MEDIA CONTENT POOL

Новинка

Организаторы марафона, в роли которых традиционно выступают французы, год от года стараются его «модернизировать» для повышения зрелищности. Сейчас они вернулись к «самообслуживанию», когда только своими силами — без штатных механиков, поставки запчастей и запасов топлива — за ночь можно что-то исправить. Надо признать, хотя внешне грузовики выглядят все так же солидно, «начинка» уже порядком изношена. Так, Айрат Мардеев рассказал о неисправности насоса гидроусилителя руля. С этим диагнозом можно ехать, если не попадешь в серьезную передрягу. Тогда существует риск схода с дистанции: все, к чему готовились целый год, придется выбросить из головы. Что интересно, в «закрытый парк» не пускали никого, в том числе и прессу. По сообщениям пресс-службы команды из Набережных Челнов, не работала даже мобильная связь.

Поскольку силы в четырех разных зачетах «Дакара» неравные, караван разделили: пилоты легковых машин отдохнули в субботу, а наездники грузовиков вынуждены были ждать понедельника. Но если первым предложили линейный маршрут, то большегрузные монстры ездили по кольцу уже не в первый раз — от старта в населенном пункте Икике до финиша там же. Россиянин Дмитрий Сотников признал, что вел свой экипаж по прежним следам грузового каравана. Это сплошные следы от колес в виде «восьмерок», вроде бы все просто, но, когда солнце стоит практически в зените и отсутствуют тени, можно хорошо заплутать.

Поломки

К изнурительному ремонту механики приступили еще накануне: тогда чемпион-2014 Андрей Каргинов не укротил машину на песчаном каньоне — и автомобиль, опрокинувшись, получил повреждения. На 9 утра 10 января был назначен выезд с бивуака, и техники завершили ремонт ровно к этому времени, падая от усталости, при этом заслужив дружные аплодисменты, в том числе и от зарубежных конкурентов.

Неприятности поджидали не один российский экипаж. Эдуард Николаев с партнерами получили поломку турбокомпрессора, из-за чего провозились с заменой больше часа. И хотя сработали они оперативно, во главе генеральной классификации произошли грандиозные изменения: Николаев сейчас идет третьим, вперед вышел Айрат Мардеев, за ним следует экипаж Каргинова. Победа на 7-м этапе досталась чеху Алешу Лопрайсу (MAN) ровно в день его рождения.

Интрига

Что же касается 8-го дня испытаний, то здесь результаты оказались настолько плотными (20 минут разделили победителя и 4-е место), что интрига гонки в грузовом зачете остается. За Николаевым приехал Жерард де Рой, третьим стал осторожный Каргинов, за пределами тройки финишировал титулованный Лопрайс. Чех заметно «накатывает» на лидеров и уже входит в «четверку» генеральной классификации, пробив психологическую отметку в 1 час отставания.

Впрочем, этого пока недостаточно. То ли дело: Мардеева, Каргинова и Николаева разделяют около 13 минут (это после 8 дней марафонской гонки!). Если техника не подведет, если не будет аварий, тройка призеров сможет вновь, как и год назад, стать российской. Постучим по дереву.

Привал

День отдыха неизменно присутствует на всех «Дакарах» с момента основания. Но наивно полагать, что пилоты отдадут все это время сну. Работы всегда остается много, хотя у россиян есть хорошая традиция: к вечеру экипажи варят в большом количестве плов из ингредиентов, которые были привезены с собой. Перепадает и соперникам из разных стран. Упомянутые Лопрайс и де Рой тоже получают приглашение к столу. Кстати, эта акция родилась неспроста: в эпоху африканских «Дакаров» кухня для участников не выдерживала никакой критики. По рассказам гонщиков, подавали «дохлых» цыплят — кости, обтянутые кожей, кускус в качестве гарнира. Учитывая, сколько калорий сжигают пилоты за день рейда, руководство команды из Татарстана приняло решение обходиться своими силами. К сожалению, таких возможностей лишены спортсмены из других категорий, особенно мотоциклисты.

А как у них?

Климат и высокогорье сильно влияют на результаты в категории легковых машин. Так, катарец Нассер Аль-Аттия (кстати, олимпийский призер Лондона-2012 в стрельбе) объяснил свою неудачу на 7-м этапе… частыми остановками, связанными с головной болью и тошнотой. И этим воспользовался южноафриканец Жинель де Вильерс, который, хотя и сам чувствовал себя скверно, нагнал конкурента. А на следующий день организаторы затащили легковые экипажи в Боливию, где их ждала поездка по соляному озеру в режиме масс-старта (тучи пыли и плохая видимость). Лидер Аль Аттия, который чувствовал себя заметно лучше, немного увеличил отрыв, но все равно дистанция между претендентами колеблется около отметки в 8 минут. Фанаты рейда предвкушают нешуточную борьбу под занавес «Дакара». 8-й результат показали россияне Владимир Васильев и Константин Жильцов, тем самым поднявшись на 12-ю строчку в классификации.

Расследование

Тем временем оргкомитет назвал причины смерти польского мотогонщика Михала Херника, тело которого было найдено без признаков повреждения в 300 метрах от трассы 7 января. Ими оказались обезвоживание и перегрев организма. Напомним, первая смерть на нынешнем «Дакаре» (мотоциклисты гибнут чаще всех) произошла на территории Аргентины между пунктами Сан-Хуан и Чилесито. Забили тревогу в тот момент, когда гонщик не прошел контрольный участок. Для Херника «Дакар» был первым в карьере, и первоначально были опасения, что он погиб по неопытности. Участник ехал за пределами первых 80 пилотов, на награды не претендовал. Интересно, что на нем не было шлема, а мотоцикл оказался абсолютно невредимым. Так родились 2 версии, первая из которых оказалась верной: 39-летний поляк почувствовал себя плохо и снял шлем, пытаясь тем самым компенсировать нехватку кислорода.

За всю историю гонки в ней погибло немало участников, зрителей или персонала, но мотоциклисты в печальном списке первые. Тома Буржен, Хорхе Боеро, Паскаль Терри: к сожалению, имена этих людей стали известны уже после гибели (приводим список погибших уже в новой эре ралли-рейда — после переезда в Латинскую Америку). Мотоциклист, в отличие от участников на внедорожниках или грузовых машинах, едет в одиночку, первую помощь ему окажут лишь при большом везении. Не будем забывать и то, что участники ралли на двух колесах, особенно «любители-частники», везут с собой минимум воды и провизии, что увеличивает риск дегидратации.

…До финиша «Дакара» остается 4 дня, и, если обойдется без серьезных неприятностей, российская команда в грузовиках может завоевать 13-й титул в истории, а наши представители в других категориях — финишировать на достойных позициях.

Источник