Этот Ле-Ман войдёт в историю по целому ряду причин, главная из которых – победа Роберта Кубицы за рулём гиперкара Ferrari 499P. Это достижение польского гонщика безоговорочно следует назвать историческим, если вспомнить, сколь драматично складывалась его карьера и судьба.
Роберт лидировал значительную часть дистанции, причём в своих публичных комментариях отстаивал своё право на победу, поскольку ему казалось, возможно, не без оснований, что у руководства Ferrari были какие-то другие планы.
При этом, в отличие от гонщиков заводских экипажей команды из Маранелло, он пилотировал спокойно, методично и, самое главное, не допуская ошибок. Он лидировал с преимуществом, превышавшим полминуты, но примерно за 40 минут до финиша провёл свой последний, 32-й по счёту пит-стоп и вернулся на трассу четвёртым.
Впереди ехали две машины Ferrari, между которыми вклинился спортпрототип Porsche №6, но через пять минут итальянский гиперкар №50 тоже свернул в боксы, и Роберт поднялся на второе место.
Теперь лидировал Антонио Джовинации за рулём Ferrari №51, однако он жаловался команде на какие-то проблемы. С пит-уолл Ferrari ему отвечали, что сделать ничего нельзя, поэтому надо пока оставаться на трассе.
За полчаса до финиша Кубица ехал в 40 секундах позади Джовинацци, в десяти секундах за ним держался гонщик Porsche Кеви Эстре, которого догонял Антонио Фуоко на второй заводской Ferrari, но догнать не мог – в том числе и потому, что итальянец допустил досадный промах в пилотировании, оказался за пределами трассы, и хотя вернулся назад, потерял как минимум семь секунд.
Вообще в этом году у Ferrari были хорошие шансы занять все три первых места, если бы не ошибки, приводившие к штрафам и потерям времени. А сами по себе гиперкары 499P были однозначно самыми быстрыми, эффективными и позволяли гонщикам лучше работать с резиной.
За 25 минут до финиша Джовинацци получил инструкцию свернуть на пит-лейн на свой заключительный пит-стоп, и Кубица вернулся на лидирующую позицию. Его преимущество перед Эстре составляло 11-12 секунд, а Джовинацци выехал после пит-стопа всего в паре секунд перед Ferrari №50, и Фуоко быстро его обогнал.
А дальше было так: команда по радио предупредила своих гонщиков, что с обеими машинами проблемы, и надо несколько сбавить обороты. Во-первых, это означало, что побороться с Porsche №6, ехавшей примерно в 8 секундах впереди, уже не получится; во вторых, Фуоко получил инструкцию пропустить напарника. По сути, это облегчало Кубице задачу, ведь и он мог пилотировать чуть более спокойно, поскольку Эстре всё равно отставал от него всё больше.
В 2023 году Роберт Кубица занял в Ле-Мане второе место в категории LMP2, но продолжал мечтать о победе в абсолютном зачёте. Когда он перешёл в AF Corse и получил в своё распоряжение гиперкар Ferrari, появились шансы, что мечта сбудется, и сегодня произошло именно это.
Когда Роберт начал свой заключительный, 387-й круг, публика на трибунах начала подниматься на ноги и аплодировать 40-летнему гонщику, и эта стоячая овации продолжалась ещё долго после финиша.
Жёлтый гиперкар Ferrari получил отмашку клетчатым флагом на 14 секунд раньше ближайшего соперника, и две команды – заводская Ferrari и AF Corse – бросились обниматься.
Разумеется, надо подчеркнуть, что этот триумф – не единоличное достижение польского ветерана автоспорта, он разделил этот успех с Филом Хансоном и Йифеем Йе. Когда Роберт остановил машину и открыл дверь, его первыми словами были: «А где мои напарники? Они должны быть здесь!»
Впрочем, ещё на круге возвращения он совершенно спокойным голосом по радио поделился вполне традиционным комментарием: «Это были долгие 24 часа, но в итоге они доставили радость. Всем спасибо, все молодцы! Grazie mille!»
Общаясь с репортёром телеканала Eurosport во время интервью, первого после триумфального финиша, Роберт даже не выглядел особо усталым, хотя проехал очень долгую смену, улыбался, а его голос по-прежнему звучал ровно и сдержанно:
«Победа в Ле-Мане – особое достижение, ведь это одна из самых трудных гонок, и два года назад я был очень близок к победе, хотя, конечно, в категории LMP2. Это был мой первый Ле-Ман, и тогда мы упустили победу на последнем круге.
Но на этот раз всё сложилось идеально, и выиграть гонку в абсолютном зачёте ещё приятнее, чем в LMP2. Как всегда, неделя была непростой, но, к счастью, мы приложили все возможные усилия и продолжали упорно трудиться.
По ходу гонки мы атаковали, когда было нужно, а когда это было не обязательно, берегли машину и резину. В общем, конечно, я рад и за себя, и за моих напарников по AF Corse, и за Ferrari, ведь это её третья подряд победа в Ле-Мане с тремя разными экипажами. По-моему, лучше сценария и быть не может».
По-настоящему Роберт дал волю эмоциям уже на подиуме, его лицо светилось от радости, он протыкал воздух кулаком, вместе со всеми праздновал и брызгался шампанским…
Отчёт о Ле-Мане был бы неполным без упоминания о победителях в других категориях.
В LMP2 гонку выиграл экипаж Inter Europol Competition в составе Тома Диллмана, Якуба Смеховского и Ника Йеллоли, которому и было доверено пересечь линию финиша. Кстати, это польская команда.
В категории LMGT3 второй год подряд победила команда Manthey; интернациональный экипаж её Porsche 911 состоял из австрийца Ричарда Литца, американца Райана Хардвика и итальянца Риккардо Перы.
А завершим рассказ вот таким по-своему символичным фактом: Фернандо Алонсо и Роберт Кубица – давние друзья, и из всех гонщиков мира только они в XXI веке выигрывали гонки и в Формуле 1, и побеждали в Ле-Мане.
В настоящее время существует множество различных подвидов автомобильного спорта, каждый из которых имеет собственные правила и положения. Соревнования могут быть на скорость прохождения трассы, экономичность, надёжность и так далее.