Этот странный сезон в Формуле E завершается серией из шести гонок на трассе, проложенной по территории старого берлинского аэродрома Темпльхоф. Но уже в минувший уик-энд досрочно определился чемпион электрической серии: титул выиграл Антониу Феликс да Кошта, а DS Techeetah, за которую он теперь выступает, победила в командном зачёте.
Некоторые странности необычной концовки чемпионата продолжились и на этой неделе, в частности, результаты квалификации предпоследнего этапа выглядели достаточно непривычно.
Если имена гонщиков, стартовавших из первого ряда, всем хорошо известны – это Оливер Роулэнд и Робин Фряйнс, то сразу за ними положились машины тех, кто редко или вообще никогда не выходил в финал квалификации, который в Формуле E называется Суперпоул. К примеру, Рене Раст, дебютировавший в составе заводской команды Audi только неделю назад, начинал гонку с четвёртой позиции.
Четыре чемпиона Формулы E разных лет, в том числе и новоиспечённый, оказались в самом хвосте пелотона: кроме да Кошты, это его напарник по DS Techeetah Жан-Эрик Вернь, Лукас ди Грасси и Себастьян Буэми. Дело в том, что по регламенту серии в квалификации первыми на трассу, когда она ещё в не лучшем состоянии, выезжают гонщики, занимающие первые шесть мест в личном зачёте. Сегодня, чтобы не оказаться в наиболее неблагоприятном положении, они тянули время, стараясь проехать свои быстрые круги попозже, и допустили нелепую ошибку: все четверо просто не успели вовремя начать свои попытки. Впрочем, на старт их всё равно допустили.
Всё это обещало интересное развитие событий.
Роулэнд отлично стартовал, но Фряйнс не отставал, следом ехали Нил Яни и Алекс Линн. В глубине пелотона уже в первых поворотах произошло яркое происшествие: столкнулись машины Оливера Тёрви и Сэма Бёрда, трассу усыпали обломки карбона, но никто не поехал в боксы, жёлтые флаги тоже не появлялись, так что гонка продолжалась.
Впрочем, через пару кругов Макс Гюнтер сообщил своей команде, что у него проколото заднее правое колесо: в его BMW сзади врезалась Audi Лукаса ди Грасси. Но, видимо, проблема была не только в колесе, поскольку Макс вернулся в боксы и сошёл. Вскоре на пит-лейн свернул и Сэм Бёрд: было видно, что на его Virgin сломано переднее крыло.
К четвёртому кругу новоявленный чемпион Формулы E, Антониу Феликс да Кошта, стартовавший одним из последних, пробился на 14-ю позицию, его напарник ехал 19-м.
На 7-м круге Андре Лоттерер, стартовавший 7-м, уже подобрался к Линну, опередил его и вышел на 4-ю позицию. А лидер гонки Роулэнд к этому моменту довёл отрыв от Фряйнса до двух секунд, но решил активировать режим повышенной мощности, для чего съехал с траектории, и в этот момент голландец его догнал, однако опередить не смог, и гонщик Nissan сохранил первую позицию.
На 10-м круге Жан-Эрик Вернь опередил Оливера Тёрви, вышел на 17-ю позицию, но тут стюарды объявили, что французский гонщик получил штрафной проезд по пит-лейн за весьма специфическое нарушение: батарея на его машине была слишком низкой температуры. Вернь отправился отбывать наказание и, конечно, откатился в самых хвост пелотона.
Ди Грасси сообщил команде по радио, что у него проколото колесо: он слишком рискованно действовал, пытаясь обогнать да Кошту, и за это поплатился, поскольку между машинами произошёл контакт. Чемпиону Формулы E 2017 года пришлось отправиться в боксы на замену колеса.
Стоффель Вандорн на 15-м круге опередил Фелипе Массу в борьбе за 12-ю позицию, но ветеран Формулы 1 активно оборонялся, в результате чего от его Venturi что-то отлетело.
Следующим гонщиком, опередившим Массу, был да Кошта, но тут всё прошло чисто, без осложнений, и португалец переместился на 13-ю позицию. Затем Фелипе обогнал ещё и Себастьен Буэми.
К 18-му кругу Роулэнд вновь нарастил преимущество до двух секунд, а ехавший следом Фряйнс в свою очередь на секунду с лишним опережал Яни, которого преследовал Лоттерер, но особой борьбы в группе лидеров на этой стадии гонки не было. Зато она вовсю шла в середине пелотона, где в силу обстоятельств оказались многие лучшие гонщики Формулы E и ехали очень плотной группой.
К 23-му кругу Вандорн поднялся на 11-ю позицию, да Кошта – на 12-ю, за ним ехал Буэми, и до призовой десятки им оставалось не так уж много. Уже через круг все трое опередили Алекса Симса, который решил активировать Attack Mode, и тут же потерял несколько позиций. Гонщик BMW сразу попытался отыграться, но у него ничего не получалось. Впрочем, он просто решил проследить за развитием событий, происходивших перед ним: когда Буэми красивым манёвром опередил да Кошту в борьбе за 11-ю позицию, тогда ринулся в атаку и Симс и тоже разделался с чемпионом, который был вынужден вновь вернутся на 13-позицию.
К 30-му кругу Вандорн и Буэми опередили Тома Бломквиста, только что вернувшегося в Формулу E после долгого перерыва: теперь гонщик Mercedes ехал 9-м, а гонщик Nissan – 10-м. Но когда Стоффель решил активировать Attack Mode, они поменялись позициями. Впрочем, ненадолго, и Вандорн восстановил статус-кво, воспользовавшись дополнительными киловаттами.
На последних кругах гонки да Кошта и Буэми затеяли борьбу за 10-е место – последнее, за которое начисляют очки. Чемпион 2016 года сопротивлялся и в итоге остался в первой десятке. А вот чемпиону 2020 года не повезло: что-то произошло перед самым финишем, но по ТВ этого не показали, он откатился на 22-ю позицию и вообще не был классифицирован. Лишь потом выяснилось, что у него внезапно отказала машина.
А не показали потому, что несколько более интересные события происходили впереди: Раст атаковал Лоттерера, несколько поворотов их машины ехали параллельно и даже толкались, но в итоге Рене всё-таки смог вырваться вперёд, чем подтвердил своё мастерство. Трёхкратными победителями Суперкубка Porsche и двукратными чемпионами DTM случайно не становятся. Это была лишь его пятая гонка в электрической серии, но он уже поднялся на подиум. Впрочем, на самом деле его дебют в Формуле E состоялся в далёком уже 2016 году, но это не считается: тогда он провёл лишь одну гонку (кстати, тоже в Берлине) в составе Team Aguri, но не был классифицирован.
Сегодня победа, как и можно было ожидать, досталась Оливеру Роулэнду (кстати, это его первое подобное достижение в Формуле E), вторым финишировал Робин Фряйнс, что стало для него некоторой компенсацией за неудачу в прошлое воскресенье, когда он не смог стартовать в гонке по техническим причинам. Но, наверное, больше всех радовался Рене Раст, ведь его третье место можно было считать настоящим успехом.
Результаты гонки
Пилот | Команда | Время/Разница |
1. О.Роуланд | Nissan e.dams | 47:28.880 |
2. Р.Фряйнс | Virgin | +1.903 |
3. Р.Раст | Audi | +7.490 |
4. А.Лоттерер | Porsche | +7.863 |
5. А.Линн | Mahindra | +11.441 |
6. Н.Яни | Porsche | +12.922 |
7. М.Эванс | Jaguar | +14.106 |
8. Э.Мортара | Venturi | +17.134 |
9. С.Вандорн | Mercedes | +18.949 |
10. С.Буэми | Nissan e.dams | +19.731 |
11. А.Симс | BMW | +23.331 |
12. Т.Бломквист | Jaguar | +24.807 |
13. Ф.Масса | Venturi | +27.775 |
14. Н.де Вриз | Mercedes | +28.723 |
15. С.Камара | Dragon | +31.132 |
16. Ж.Д’Амброзио | Mahindra | +31.524 |
17. Н.Мюллер | Dragon | +34.140 |
18. Ж.Вернь | DS Techeetah | +34.986 |
19. О.Терви | NIO | +44.377 |
20. С.Берд | Virgin | +46.591 |
21. Л.ди Грасси | Audi | +1:15.119 |
22. M.Гюнтер | BMW | Сход |
– А.да Кошта | DS Techeetah | Сход |
– Д.Абт | NIO | Сход |
В настоящее время существует множество различных подвидов автомобильного спорта, каждый из которых имеет собственные правила и положения. Соревнования могут быть на скорость прохождения трассы, экономичность, надёжность и так далее.