Формула E: Победный дубль DS Penske в Шанхае

Формула E: Победный дубль DS Penske в Шанхае

В этот уик-энд китайский автодром Shanghai International Circuit принимает сдвоенный этап чемпионата мира по гонкам на электромобилях, т.е. это 10-я и 11-я гонки сезона.

Всем, кто любит автоспорт, эта трасса хорошо знакома, ведь здесь с 2004 года проходит Гран При Китая, однако на полной конфигурации кольца, тогда как для Формулы E используется его усечённая версия с длиной круга 3051 м, на которой 12 поворотов.

Тем не менее это стационарная трасса, и узкие короткобазные электромобили здесь не совсем в своей стихии – впрочем, в календаре электрической серии гонок на таких автодромах становится всё больше: это мексиканский, американский, саудовский и китайский этапы. Причём Джидда и Шанхай принимают по две гонки за уик-энд.

Субботнюю квалификацию выиграл Макс Гюнтер, гонщик DS Penske, и это его второй поул сезона. А впервые в этом году он выиграл квалификацию в феврале, когда гонку Формулы E принимала трасса в Джидде, и тогда Максу удалось довести её до победы. Разумеется, такой же боевой настрой был у него и сегодня.

Но со второй позиции стартовал Тейлор Барнард, молодой и очень талантливый британский гонщик McLaren, уже четыре раза в этом году поднимавшийся на подиум и мечтающий о первой в карьере победе.

Впрочем, было понятно, что соперники, стартующие из второго ряда, постараются усложнить жизнь гонщикам, показавшим лучшие результаты в квалификации, ведь этими соперниками были Паскаль Верляйн, действующий чемпион мира, и Ник Кэссиди, новозеландский гонщик Jaguar, которому в этом году не очень везёт, и сегодня он собирался в полной мере воспользоваться преимуществом, которое даёт хорошая стартовая позиция.

При этом субботняя гонка в Шанхае проходила с обязательным пит-стопом, так называемым Pit Boost – новшеством, введённым только в 2025 году. Это 30-секундная остановка в боксах, за время которой происходит экспресс-подзарядка батарей. Полминуты достаточно, чтобы заряд аккумуляторов повысился на 10%, после чего машина возвращается на трассу – конечно, это вносит дополнительную сложность в тактические игры, которые в Формуле E и так весьма причудливые.

Лидер личного зачёта Оливер Роулэнд выступил в квалификации несколько менее уверенно, чем обычно, и стартовал с 6-й позиции, а прошлогодний вице-чемпион Митч Эванс – вообще с последней, поскольку был оштрафован за излишне агрессивную езду на предыдущем этапе в Токио.

В первые мгновения после старта казалось, что Гюнтер сохранит первую позицию, однако уже на пути к первому повороту его опередил Верляйн! Макс попытался отыграться, но это закончилось тем, что он откатился на третью позицию, а на второе место прорвался Роулэнд. Но уже на втором круге гонщик заводской команды Nissan вышел вперёд, хотя и ненадолго – Гюнтер всё-таки вернул себе первую позицию.

Впрочем, лидирующая группа была настолько плотной, что лидеры продолжали меняться буквально на каждом круге, но для Формулы E это обычное дело. На 3-м круге произошёл первый инцидент – столкнулись машины Кэссиди и Эдоардо Мортары, гонщика Mahindra. Ник потерял несколько позиций, но оба продолжили гонку. Разумеется, инцидентом заинтересовались стюарды.

Тем временем борьба за лидерство обострялась, в неё включились новые гонщики, в том числе Джейк Хьюз, выступающий за Maserati. Между ним и Роулэндом тоже произошёл контакт, но Оливер, хотя и выехал за пределы трассы, почти сразу вернулся назад и вскоре вновь ехал вторым. А на первую позицию пробился Ник де Вриз, напарник Мортары.

Лукас ди Грасси, ветеран Формулы E, выступающий с самого первого сезона электрической серии и ныне пилотирующий машину Lola, как-то незаметно с 19-й стартовой позиции пробился на 2-ю, оттеснив Роулэнда, но обоих за счёт режима повышенной мощности (Attack Mode) опередил Робин Фряйнс, гонщик Envision. Этот же режим помог добраться до лидирующей группы и Нико Мюллеру, гонщику Andretti.

Окно для обязательных пит-стопов открывалось на 12-м круге, и к этому моменту первая пятёрка выглядела так: Ник де Вриз лидировал, за ним ехал Мюллер, далее Фряйнс, Роулэнд и Гюнтер.

Первым на пит-лейн свернул Мюллер, после чего вернулся на трассу на предпоследней, 21-й позиции. Уже на следующем круге его примеру последовала ещё целая группа гонщиков, но первая пятёрка не спешила воспользоваться Pit Boost.

Фряйнс и Деннис отправились на экспресс-подзарядку на 15-м круге из 29-ти, и в этой ситуации на первую позицию в гонке вернулся Роулэнд. Но на 17-м круге команда Nissan позвала его в боксы и его.

Когда все участники гонки провели обязательные пит-стопы и вернулись на трассу, порядок лидирующей группы изменился: Гюнтер – Верляйн – Фряйнс – Роулэнд – Барнард. Но было понятно, что это не окончательная картина, поскольку у большинства ещё была возможность использовать Attack Mode, и юный Барнард сделал это с максимальной эффективностью. Гонщик McLaren совершил настоящий рывок вперёд и возглавил пелотон.

На 22-м круге он лидировал с преимуществом, превышавшим две секунды, пожалуй, став первым, кому удалось создать столь заметный отрыв. Но при этом заряд его батарей был несколько меньше, чем у соперников, и под конец гонки это могло сыграть свою роль.

За пять кругов до финиша Роулэнд не просто догнал Барнарда за счёт Attack Mode, но и опередил, после чего то же самое сделал Гюнтер. Однако Оливер продержался на первой позиции недолго – Макс его обогнал, к тому же заряд его батарей был выше, чем у гонщика Nissan.

Когда до конца гонки оставалось два круга, Барнард затеял борьбу с Норманом Нато, напарником Роулэнда, и вышел победителем из этой схватки. Более того, вскоре он опередил и Роулэнда и вышел на 2-ю позицию. Но куда удивительнее было другое: Дэну Тиктуму, гонщику Cupra, который начинал гонку из последних рядов, к этом моменту удалось пробиться на третье место! Он опередил обоих гонщиков Nissan и устремился в погоню за Барнардом и на последнем круге обогнал и его!

Однако буквально в последних поворотах последнего круга неожиданный и весьма дерзкий рывок совершил Жан-Эрик Вернь, который всю гонку держался в тени,  но вдруг смог ускориться и обогнать всех, кроме напарника.

Итак, Макс Гюнтер одержал вторую победу в сезоне и седьмую в карьере, Вернь финишировал вторым, а компанию на подиуме им составил Тэйлор Барнард, что позволило ему подняться на вторую строчку в личном зачёте серии. Разумеется, Оливер Роулэнд по-прежнему лидирует в чемпионате, хотя сегодня он финишировал пятым, но у него столь серьёзное преимущество, что соперники ещё не скоро его догонят – если, конечно, не вмешаются какие-то обстоятельства.

Завтра утром на автодроме в Шанхае пройдёт следующая гонка китайского уик-энда Формулы E.

В настоящее время существует множество различных подвидов автомобильного спорта, каждый из которых имеет собственные правила и положения. Соревнования могут быть на скорость прохождения трассы, экономичность, надёжность и так далее.

Источник