Формула E: Первая победа Дэна Тиктума

Формула E: Первая победа Дэна Тиктума

В этом году Джейку Деннису, гонщику Andretti, явно не везёт. Чемпион Формулы E 2023 года на подиум поднялся всего один раз и до сегодняшнего дня занимал 9-е место в личном зачёте. Но в этот уик-энд приложил все силы, чтобы добиться перелома ситуации и в Джакарте, на индонезийском этапе сезона, выиграл поул. Впервые в 2025 году. Но дальнейшие события складывались так, что это осталось успехом временным, а полоса невезения продолжилась.

Трасса с длиной круга 2,37 км проложена вдоль побережья Яванского моря, причём это не городское кольцо, а специально построенный стационарный автодром, способный принимать этапы национальных и международных серий.

Движение здесь организовано по часовой стрелке, более-менее длинный прямой отрезок один – старт-финишная прямая, но есть интересный и достаточно скоростной сектор, который начинается после 3-го поворота и продолжается до 13-го, а всего кольцо состоит из 18 поворотов.

Среди факторов, которые затрудняют гонщикам задачу – а дистанция Jakarta ePrix состоит из 37 кругов – жаркий и влажный климат. Сегодня температуры в столице Индонеции тоже приближались к 30 градусам, но это не помешало Деннису отличиться в квалификации. А вот о фаворитах чемпионата этого не скажешь, ведь Оливер Роулэнд, гонщик Nissan и лидер личного зачёта, показал в квалификации только 16-е время, Паскаль Верляйн, заводской пилот Porsche, занимающий вторую строчку – 17-е. 

Зато со второй позиции в Джакарте стартовал Тэйлор Барнард, молодой гонщик McLaren, который в этом сезоне привлекает к себе большое внимание, поскольку прекрасно проводит квалификации и по-настоящему агрессивно сражается на трассах любого типа. 

В чемпионате он пока 4-й, и ему, в отличие от Денниса, есть что терять, поэтому было интересно посмотреть, как он собирается действовать сегодня, ведь у него была реальная возможность улучшить своё турнирное положение. 

Но этому явно намеревались помешать опытные Ник де Вриз (Mahindra) и Ник Кэссиди (Jaguar),  начинавшие гонку из второго ряда. Именно де Вризу удалось в первые мгновения после старта опередить Барнарда и прорваться на 2-ю позицию. Деннис при этом тронулся с места лучше всех и пока сохранил лидерство.

Но неплохо начал гонку и гонщик Cupra Дэн Тиктум – ему удалось опередить Кэссиди и подняться на 4-ю позицию. 

На пятом круге Жан-Эрик Вернь свернул в боксы – ему пришлось отправиться на замену носового обтекателя его DS Penske после столкновения с Jaguar Митча Эванса. На 7-м круге сошёл с дистанции Макс Гюнтер, напарник Верня, причём это произошло после контакта с Nissan Оливера Роулэнда, который вытолкнул соперника с трассы и тот на полном ходу зацепил барьер правой стороной своего гоночного электромобиля. 

Вскоре стало известно, что Вернь получил 5-секундный штраф за столкновение с Эвансом. Но Жан-Эрик всё равно ехал последним, и на нём этот штраф никак не мог сказаться.

А Роулэнд продолжал постепенно пробиваться вперёд и лихо опередил Эванса, поднявшись на 11-ю позицию. Но Митч активировал Attack Mode, режим повышенной в мощности, и отыграл потерянную позицию. К тому же стюарды объявили о своём вердикте: Роулэнд тоже получил 5 штрафных секунд за излишне агрессивные действия, приведшие к сходу Гюнтера. 

Позади была почти половина дистанции, Деннис продолжал лидировать, но на 19-м круге решил во второй раз активировать Attack Mode, для чего съехал с траектории в особый сектор, следовательно, потерял первую позицию. То же самое проделал Ник де Вриз, и лидерство перешло к Эдоардо Мортаре, но лишь временно. За счёт режима повышенной мощности Деннис вскоре вновь возглавил пелотон, а де Вриз ехал вторым и даже пытался атаковать лидера. Но Джейк отбился.

Однако де Вриз предпринял ещё одну попытку, и всё закончилось жёстким контактом между машинами, из-за чего электромобиль Andretti лишился почти половины переднего крыла. 

Поскольку трасса была усыпана крупными обломками машины Денниса, дирекция гонки приняла решение выпустить сейфти-кар, и гонка была на время нейтрализована. 

На 26-м круге дали рестарт, де Вриз лидировал, Деннис продолжал ехать следом, хотя и на повреждённой машине, но стюарды назначили голландскому гонщику Mahindra 10-секундный штраф, и стало понятно, что Ник уже не сможет претендовать на хороший результат. 

Вскоре после рестарта на трассе произошёл контакт между машинами Верляйна и Роулэнда, но обоим удалось избежать последствий и сохранить позиции. 

На 31-м круге появились жёлтые флаги, поскольку на обочине трассы остановилась Maserati Джейка Хьюза, но как только борьба возобновилась, гонка вновь была нейтрализована – на этот раз из-за схода Стоффеля Вандорна, который вылетел с трассы и врезался в отбойник. Возможно, из-за отказа тормозов. 

Почти сразу после этого в боксы из-за каких-то проблем отправился и де Вриз – т.е. за короткое время с дистанции сошли три машины. А вскоре к неудачникам присоединился  и Деннис, который явно замедлился и откатился в самый конец пелотона. 

На 35-м круге в очередной раз дали рестарт, и после всех сходов гонку возглавил Дэн Тиктум, у которого впервые в карьере появился шанс побороться за победу. Но его преследовал Мортара, который тоже не собирался упускать своего, и было интересно, чем всё закончится. Разумеется, Эдоардо начал прессинговать соперника, но Тиктум тоже парень не промах, оборонялся достаточно уверенно и грамотно. 

При этом у Дэна было чуть меньше энергии в батарее его машины (Cupra использует весьма эффективные силовые установки Porsche), но не намного, и это не должно было повлиять на его действия. И не повлияло – британский гонщик первым пересёк линию финиша, когда заряд аккумуляторов его электромобиля не превышал 1%. Но это было уже неважно – Дэн, про которого можно сказать, что он «гонщик сложной судьбы», одержал свою первую победу в Формуле E!

До этого его лучшим результатом было 3-е место в воскресной гонке в Токио, и вот теперь он поднялся на высшую ступень подиума. Для его команды, Cupra Kiro, выступающей под флагом США, это тоже первое такое достижение. 

Набранные в Джакарте очки позволили Тиктуму переместиться на 5-е место личного зачёта, но первая четвёрка осталась прежней: в чемпионате продолжает лидировать Оливер Роулэнд, 2-е место занимает Паскаль Верляйн, 3-е – Антониу Феликс да Кошта, напарник действующего чемпиона мира, а 4-е сохранил Тэйлор Барнанд, сегодня финишировавший шестым.

Компанию Тиктуму на подиуме составили Эдоардо Мортара, для которого это тоже первый подиум в сезоне, и Нико Мюллер, гонщик Andretti. Для них это тоже лучшие результаты в сезоне, но в личном зачёте они находятся на 9-м и 14-м местах соответственно. 

Следующие два этапа чемпионата мира по гонкам на электромобилях пройдут через три недели в Берлине. 

В настоящее время существует множество различных подвидов автомобильного спорта, каждый из которых имеет собственные правила и положения. Соревнования могут быть на скорость прохождения трассы, экономичность, надёжность и так далее.

Источник