Хэмилтон устроил скандал из-за политических взглядов Петрова. В чем проблема?

Хэмилтон устроил скандал из-за политических взглядов Петрова. В чем проблема?

Шестикратному чемпиону мира не понравилась критика российским пилотом антирасистских акций и его назначение стюартом «Гран-при Португалии».

Международная автомобильная федерация (ФИА) была вынуждена давать публичные разъяснения по поводу приглашения россиянина Виталия Петрова третьим стюартом «Гран-при Португалии». Это назначение на пресс-конференции пилотов в четверг раскритиковал шестикратный чемпион мира Льюис Хэмилтон. Британцу не понравились критические высказывания первого российского гонщика в «Формуле-1» по поводу политических акций, которые лидер «Мерседеса» устраивал на «Гран-при» в этом году. По мнению ФИА, заявления Петрова не нарушают этический кодекс и не могут препятствовать его работе в качестве судьи на гонке.

Что произошло

Накануне «Гран-при Португалии» стало известно, что во время предстоящего уик-энда одним из трех судей (стюартов) впервые станет представитель России. Экс-пилот «Рено», «Лотуса» и «Катерхэма» Виталий Петров получил приглашение на гонку благодаря протекции бывшего финского пилота Мики Сало, который сам часто выступает в «Формуле-1» в качестве судьи. В частности, Сало недавно работал стюартом на «Гран-при России» и принимал скандальное решение о десятисекундном штрафе Льюису Хэмилтону за неправильную тренировку старта.

— Все началось с того, что я сказал Мике, что свободен и с удовольствием попробовал бы поработать судьей во время «Гран-при», — рассказал Петров в интервью Motorsport. — В итоге Мика передал мои слова в ФИА, и оттуда мне практически сразу позвонили, спросили могу ли я приехать в Португалию. Это будет очень интересный опыт. Я в последние годы часто анализировал инциденты, которые происходили в гонках — и в собственных социальных сетях, и в колонках. Теперь предстоит попробовать делать то же самое из судейской комнаты. Правда, единственное отличие в том, что времени подумать будет меньше. ФИА важно иметь в составе судейской бригады гонщика, и я рад, что могу помочь. Заодно будет приятно увидеться со старыми знакомыми.

Виталий Петров был назначен в состав бригады из трех судей — вместе с американцем Тимом Майером и членом международной судейской коллегии ФИА Феликсом Холтером из Германии. Однако приятная новость о том, что первый русский пилот «Формулы-1» стал первым русским стюартом, имела неожиданное продолжение, когда на пресс-конференции в четверг Хэмилтону задали вопрос о Петрове.

— Льюис, «Формула-1» обозначила неприятие расизма и продолжает придерживаться этой позиции. На фоне этого не удивило ли вас приглашение Виталия Петрова в качестве третьего стюарда «Гран-при Португалии»? Ранее он критиковал церемонию против расизма, а также позволил себе весьма спорное, резкое высказывание о том, что, если кто-то из гонщиков окажется гомосексуалистом, остальные, очевидно, должны взять радужные флаги. Подобные заявления противоречат посылу, который старается донести «Формула-1», и не кажется ли вам странным, что Виталия пригласили быть стюардом ФИА? — цитирует f1news.ru выступление журналиста на пресс-конференции.

— Я не читал все высказывания, но вы только что процитировали некоторые из них, — отреагировал Хэмилтон. — Конечно, странно, что в ФИА пригласили человека с такими предубеждениями, которым мы пытаемся противостоять, а он их публично озвучивает. Думаю, вам лучше обратить на это не мое внимание, а внимание ФИА. На роль стюардов нужно приглашать того, кто понимает, в какое время живет, и кто способен деликатно относиться ко многим сложным вопросам. Я не понимаю, какую цель преследовали в ФИА, по каким причинам они позвали Петрова — не похоже, чтобы у них не было иных вариантов.

— Как и Хэмилтон, я не слышал это высказывание раньше, поэтому мне тяжело что-то комментировать. Но Льюис правильно говорит: мы все должны быть заодно в решении этой проблемы, — поддержал своего напарника другой пилот «Мерседеса» Валлтери Боттас.

Что на самом деле говорил Петров

ФИА пришлось реагировать на конфликтную ситуацию. И в пятницу утром агентство Reuters передало следующее высказывания представителя федерации:

— При назначении мы не ориентируемся на взгляды человека, выраженные им в тот момент, когда он не работает стюардом. Если только взгляды этого человека не противоречат правилам и этическому кодексу ФИА.

Но действительно ли Петров «не понимает, в какое время живет» и не способен «деликатно относиться ко многим сложным вопросам»? На самом деле его высказывания на тему пропаганды идей движения Black Lives Matter в рамках официальной программы «Гран-при» «Формулы-1» были одними из самых мягких среди российских автогонщиков и уж точно — очень уважительными по отношению в Хэмилтону. Вот что говорил Виталий на горячую тему на самом деле. В частности, о перекраске машин «Мерседес» в черный цвет.

— Льюис попросил перекрасить машину в черный цвет перед началом сезона, потому что, во-первых, он чемпион, а во-вторых, у него хорошие отношения с руководством команды, — сказал Петров в эфире «Матч ТВ». — Если говорить конкретно о расизме, то тут двоякая ситуация. С одной стороны — да, его активные действия могут привести к каким-то митингам, погромам. Вспомним Мохаммеда Али, он тоже громко кричал и всегда был против войны, не хотел служить, за что у него отобрали все пояса. Но мне кажется, что каждый человек имеет право выражаться, как он считает нужным. Возможно, это нужно делать тише. Хэмилтон невероятно спокоен, общителен. Не могу ничего сказать плохого про него. Пилоты о нем нелицеприятно отзываются? Так все пилоты друг друга не любят. Льюис — чемпион, он имеет право высказываться. Может, резкие слова его и не красят. Нужно дождаться его пояснения, к чему именно он призывает.

— По мне, футболка — лишнее, — отреагировал Петров в интервью «Чемпионату.com» на появление Льюиса во время гонки в Муджелло в футболке с призывом к аресту полицейских, обвиняемых в убийстве чернокожего наркодиллера и его подруги во время перестрелки. — Равно как и призывать всех вставать на колени. Это личное дело каждого взрослого человека. Ты имеешь право высказаться в своих соцсетях или дать интервью, можешь создать какое-то общественное движение, обращаться к правительству — впрочем, я думаю, что-то же правительство США и так в курсе этих проблем и не оставляет их без внимания. Но в самой «Формуле-1» всех призывать… Я думаю, половина зрителей вообще не поняла, чему была посвящена эта футболка, пока им не пояснили. А если кто-то из пилотов признается в нетрадиционной ориентации, будет выходить с радужным флагом и призывать всех становиться геями или к чему-то еще? Примеров может быть очень много. Думаю, ФИА больше не допустит подобных акций.

https://www.instagram.com/p/CFmvY-cKZLC/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading

Одинок ли Петров в критике Хэмилтона?

Если отбросить спорную интерпретацию слов российского пилота, следует напомнить, что ФИА также была не в восторге от политического призыва на футболке Хэмилтона на «Гран-при Тосканы» и даже рассматривала вопрос о наказании британца. В итоге штрафа не последовало, но всем гонщикам в дальнейшем запретили снимать комбинезон во время флеш-интервью и на церемонии награждения, лишив их возможности появляться перед камерами с несанкционированными надписями. При этом и ФИА, и руководство «Формулы-1» в целом поддерживают политические взгляды Льюиса. Организаторы гонок разрешили проведение антирасистских акций с коленопреклонением накануне гонок.

Правда, не все пилоты согласились становиться на колено (среди отказавшихся был и россиянин Даниил Квят). Но все гонщики безропотно надевали футболки с надписью End Racism (Остановите расизм). Кроме того, в «Формуле-1» была запущена акция против дискриминации We Race As One, символом которой стала радуга. Некоторые восприняли это как поддержку идей ЛГБТ, хотя официально об этом не говорилось. И, уж, конечно, ни Виталию Петрову, ни кому-либо другому невозможно вменить в вину нарушение этики за высказывания на эту тему. Огромное количество людей из мира автоспорта, в том числе звездных ветеранов, критиковало Хэмилтона за его политическую активность гораздо жестче, чем это сделал Петров.

— Хэмилтон борется с проблемой, которой не существует, — говорил чемпион «Формулы-1» 1978 года Марио Андретти. — Я уважаю Льюиса, но зачем становиться воинственным? Его всегда принимали, он заслужил всеобщее уважение. Думаю, Льюис ведет себя предвзято. Команда покрасила машину в черный цвет — не знаю, что это даст. Я встречал пилотов разных рас, с различной судьбой, и всегда принимал их с распахнутыми объятьями. В автоспорте цвет кожи не имеет значения, нужно заслужить свое место результатами.

— Этот цирк, если честно, надоел, — отметил в интервью «Известиям» бывший тест-пилот «Формулы-1» Сергей Злобин. — То Хэмилтон показывал средний палец другим гонщикам, за это его надо было еще раньше выгнать из серии (речь о конфликте Льюиса с круговым во время «Гран-при Монако» в 2016 году. — Прим. «СЭ»). Сейчас по его прихоти болид «Мерседеса» красят в черный цвет, а пилоты встают на одно колено. Это уже не «Формула-1», а какой-то политический митинг. Я бы ни футболку не надел, ни на колено бы не встал. Послал бы их всех… Идет полная деградация не только автоспорта, а всей цивилизации!

В настоящее время существует множество различных подвидов автомобильного спорта, каждый из которых имеет собственные правила и положения. Соревнования могут быть на скорость прохождения трассы, экономичность, надёжность и так далее.

Источник