Инициатор акции с коленопреклонением накануне гонки в Шпильберге Льюис Хэмилтон заявил, что у него нет претензий к шести пилотам, которые отказалась от символического жеста в поддержку движения Black Lives Matter (Жизни черных важны) на стартовой решетке. 19 пилотов вышли на акцию в футболках с надписью End Racism (Остановите расизм), а Хэмилтон — в манишке Black Live Matters. 14 гонщиков встали на одно колено в знак солидарности с протестующими в США, а 6 участников «Гран-при» стались стоять. Среди отказников — россиянин Даниил Квят, испанец Карлос Сайнс, голландец Макс Ферстаппен, монегаск Шарль Леклер, итальянец Антонио Джовинацци и финн Кими Райкконен.
— Я не собирался никого принуждать к коленопреклонению, — отреагировал на случившееся Хэмилтон, который является первым темнокожим боевым пилотом в истории «Формулы-1» и активистом движения Black Lives Matter. — Я никого не просил следовать моему примеру — эту идею инициировали «Формула-1» и Ассоциация пилотов. Я благодарен тем, кто поддержал мой жест. Это мощное послание, но это не изменит мир, проблема гораздо шире. Готов ли я повторить эту акцию перед другими этапами? Да, если у меня будет такая возможность. В любом случае, я буду и впредь энергично поддерживать борьбу за равенство.
Поступок шести пилотов вызвал бурное обсуждение в соцсетях, где одни проклинали «неколенопреклоненных» как расистов, а другие выжали им поддержку и отмечали, что глупо заставлять представителей разных народов и культур повторять очень специфический жест и ввязываться в дискуссию по важной, но все же локальной проблеме. При этом основные мировые СМИ ограничились информационными материалами и цитатами гонщиков, воздержавшись от положительной или отрицательной оценки их поступка. Для Квята и Ко это очень хорошо — начнись травля отказников в масс-медиа, пилотам пришлось бы выбирать между работой и своими убеждениями.
Незадолго до событий в Шпильберге профсоюз пилотов подтвердил, что каждый из гонщиков волен «демонстрировать свою поддержку борьбы с расизмом так, как считает нужным». По словам австралийца Даниэля Риккьядо, во время обсуждения часть участников «Гран-при Австрии» высказали беспокойство по поводу того, какие ассоциации могут возникнуть у их соотечественников в связи с коленопреклонением.
— Все пилоты в целом готовы поддержать борьбу с расизмом, никто не выступил против лозунга за равноправие, — говорит Риккьярдо, который в итоге сам встал на колено. — Но у некоторых из нас возникли трудности с национально-культурным восприятием жеста. При том, что в этом нет никакой политики, это просто поддержка движения Black Lives Matter. Мы выслушали все мнения и решили никого не ставить в неловкое положение. Никто не должен быть осужден за то, что демонстрировал поддержку борьбе за расовое равноправие удобным для него способом.
— Что бы ни обсуждалось внутри профсоюза, это личное дело каждого, — заявил Карлос Сайнс, не присоединившийся к акции Хэмилтона. — Нельзя принуждать людей к подобным действиям. Это абсолютно индивидуальное решение.
— Тема равноправия и отмены дискриминации очень важна, но ее нельзя сводить вопросу о том, вставать на колено, или нет, — поддержал своего пилота руководитель команды «Макларен» Андреас Зайдль. — Способ выражения гражданской позиции — это вообще не тема для публичной дискуссии.
— Я поддерживаю идея равенства и борьбы с расизмом. Но каждый волен самостоятельно выбирать способ выражать свое мнение, и делать это тогда, когда сам посчитает нужным, — написал в соцсетях Макс Ферстаппен. — Я решил не вставать на колено, но с уважением отношусь к выбору каждого гонщика.
— Считаю, что поведение в повседневной жизни значит больше, чем формальные жесты, которые в некоторых странах могут восприниматься неоднозначно. Я не стал вставал на колено, однако это не означает, что я готов бороться с расизмом в меньшей степени, чем остальные, — заявил Шарль Леклер, который демонстрировал футболку надписью End Racism не только перед стартом гонки, но и на церемонии награждения.
В принципе в спорте и раньше пытались пропагандировать гуманитарные лозунги — борьбу с голодом, болезнями или против загрязнения планеты. Но никогда прежде это не делали в столь агрессивной манере — с перекраской машин в черный цвет, лозунгами и вставанием на колено. Вообще, история с глубоким погружением «Формулы-1» в борьбу с расизмом — очень необычный эксперимент, на который новое руководство серии пошло в том числе из-за активности Льюиса Хэмилтона. Шестикратный чемпион мира, неудачно стартовавший в Австрии, говорит, что его и раньше очень волновали вопросы расового равноправия. Но прежний босс чемпионата Берни Экклстоун запрещал Льюису говорить на эту тему.
— Коленопреклонение началось с игрока НФЛ Колина Каперника — это он придумал этот жест, — рассказывает Хэмилтон. — Я говорил с ним перед «Гран-при США» в 2017 году, и у меня был шлем с его номером. Но меня заставили молчать об этом. Я согласился с таким ограничением, и теперь очень сожалею об этом. Поэтому для меня важно выполнить свою миссию на этот раз. При этом я никогда не требовал, чтобы кто-то встал на колено. Данную тему на брифинге пилотов подняли Феттель и Грожан, спросив остальных, согласны ли они на такую акцию. Некоторые заявили, что не будут этого делать. Я дал всем высказаться, а потом ответил: «Ребята, просто знайте, что я встану на колено, а вы делайте то, что считаете правильным».
В настоящее время существует множество различных подвидов автомобильного спорта, каждый из которых имеет собственные правила и положения. Соревнования могут быть на скорость прохождения трассы, экономичность, надёжность и так далее.