В автоспорте любые мировые серии могут похвастаться ярким соперничество звезд, однако самые острые противостояния сильнейших случаются, конечно, в «Формуле-1». Джеймс Хант и Ники Лауда, Михаэль Шумахер и Мика Хаккинен — каждый из них стал великим, во многом благодаря соперничеству друг с другом. Но самой принципиальной в истории, была дуэль Алена Проста и Айртона Сенны.
Скандальное начало
Принято считать, что Сенна и Прост познакомились в начале 1984-го, когда пилоты пересеклись и смогли пообщаться на одной из благотворительных гонок. В том же году состоялась и первая официальная гонка с участием обоих. Первый же совместный старт ознаменовался скандалом. Сенна до самой смерти считал, что в тот день у него украли победу.
Дело было в Монако, в день гонки непрерывно шел ливень. Прост лидировал, а Сенна на скромном «Тоулмене» прорывался сквозь пелотон и смог даже выйти на второе место. Вскоре пилот «Макларена» из-за погодных условий призвал остановить гонку, хотя между ним и идущим следом бразильцем было всего 15 секунд. Организаторы советом Проста воспользовались и решили не заканчивать гонку. В итоге француз остался первым, а расстроенный Сенна, который знал, что через несколько кругов смог бы обогнать опытного оппонента, завершил гонку вторым.
В 1988 году Сенна стал напарником Проста по «Макларену», и вот тогда-то и стал разгораться настоящая битва. В то время гонщики настолько превосходили всех остальных соперников, что выиграли на двоих 15 гонок из 16. Чемпионом тогда стал бразилец. Прост, естественно, не мог смириться с поражением и жаждал реванша.
Алан Прост, Ники Лауда, Айртон Сенна. Фото AFP
Мир разделился на две части
Пиком противостояния Проста и Сенны стал 1989 год. Все началось с «Гран-при Сан-Марино», где гонщики договорились между собой, что пилот, проигравший старт, не будет атаковать напарника по команде до самого финиша. И если первый старт гонки выиграл Сенна, то повторный после аварии одного из участников, остался за Простом. Бразилец с этой несправедливостью мириться явно не собирался, на том же круге контратаковал, обставил партнера и в итоге выиграл гонку. Если прежде и был хоть какой-то шанс на взаимопонимание между гонщиками «Макларена», то после того случая противостояние на трассе превратилось в откровенную войну и за ее пределами.
Кульминацией стала гонка в Японии а октябре 1989-го. Прост был в шаге от титула и уже готовился взять реванш за прошлый год. У Сенны был единственный вариант не допустить этого — победить в двух оставшихся гонках. Любые другие расклады лишали «волшебника» шансов на титул. Прост в гонке в Японии вновь оказался в роли лидера, а бразилец в свойственной ему манере попытался атаковать. «Закрыть калитку» французу удалось только с помощью столкновения. Ален сошел с дистанции сразу, а Сенна сдаваться не собирался — срезал защитный барьер из покрышек, и не просто вернулся, но и выиграл в такой важной для него гонке.
Но радость бразильца была недолгой — за инцидент с Простом его дисквалифицировали, и, несмотря на судебные процессы по этому поводу и недовольства многих поклонников «Формулы-1», обладателем титула все-таки стал француз. По окончании сезона он, кстати, покинул команду и перешел в «Феррари». Этот случай лишь укрепил убеждения Сенны в том, что Прост выигрывает гонки с помощью организаторов. После ухода из «Макларена» карьера француза постепенно пошла на спад, а Сенна начал терять мотивацию, да и противостоять «Уильямсу» после 1992 года он уже не мог.
Совершенно другие люди
Неприязнь, существовавшая столько лет, закончилась в 1993 году, когда Прост вместе с «Уильямс» смог в четвертый раз выиграть общий зачет и окончательно ушел из «Формулы-1». Тогда произошло невозможное — заклятые враги, которые не называли друг друга по именам и даже отказывались жать друг другу руки, вдруг стали друзьями. Достаточно сказать, что в последней гонке Проста, победу одержал бразилец, после чего настоял, чтобы французский пилот поднялся с ним на верхнюю ступень.
— О нем я не помню никаких плохих моментов, никаких неприятных «сувениров», — цитирует Проста Motosport.com. — Я помню о последних шести месяцах его жизни. В тот период я знал Айртона больше, чем когда бы то ни было. Я понял, что его главной мотивацией было сосредоточиться на мне и победить меня. И когда мы были вместе на подиуме в 1993 году, и моя карьера была закончена, спустя несколько секунд он стал другим человеком.
Символично, что ставшую трагической гонку в Имоле 1 мая 1994 года для французского телевидения комментировал… Ален Прост. В тот день великий гонщик, Айртон Сенна, которому сегодня могло бы исполниться 60 лет, погиб, вылетев с трассы. С ним же в историю ушла и самая главная битва в истории «Формулы-1».
Авто-мото: другие материалы, новости и обзоры читайте здесь
В настоящее время существует множество различных подвидов автомобильного спорта, каждый из которых имеет собственные правила и положения. Соревнования могут быть на скорость прохождения трассы, экономичность, надёжность и так далее.