Кто помог Льюису Хэмилтону остаться лучшим

Главные призы сезона-2015 нашли своих героев. В минувшее воскресенье на трассе в техасском Остине британский пилот Mercedes Льюис Хэмилтон выиграл Гран-при США и короновал себя в третий раз, при этом сохранив прошлогодний титул, выигранный с немецкой заводской командой. Две недели назад в Сочи благодаря наказанию финна Кими Райккёнена производитель и моторист уже получил Кубок Конструкторов. За 3 этапа до конца остался нерешенным один вопрос: кто будет вторым?

Льюис Хэмилтон

Однозначных прогнозов теперь давать нельзя. Сказать, что напарник Льюиса Нико Росберг подавлен было бы слишком мягко. Кто видел гонку, помнит выражение его лица на награждении, в котором приняли участие американские политики высшего звена и сэр Элтон Джон! В то время как темнокожий Хэм сиял от радости, лицо выступающего за Германию скандинава приобрело асфальтовую окраску. Уже три Гран-при подряд он выигрывает квалификацию, но все три раза судьба на стороне его напарника.

Но судьба ли? Сложилось ощущение, что в 66-м чемпионате мира выступают пилоты из хрусталя, и для полноты картины стоило бы написать на бортах «fragile». Если проанализировать причины появления на трассе сэйфети кара, то бишь машины безопасности, или ее виртуального режима, то всего один раз они были обоснованными. Но зачем кузовной спорткар под управлением Берндта Майландера вызывают на трассу после любого схода с дистанции, даже в моменты, когда гонщики аккуратно глохнут у обочины, не занимая главной траектории и тем более не засоряя трек обломками?

Конечно, «Ф-1» периодически бросает в крайности, и трагедия 2014 года, когда в Японии разбился француз Жюль Бьянки (умер летом 2015-го, так и не выйдя из комы), заставила усилить требования безопасности. Тем не менее, маршалы все так же продолжают перебегать автодромы и собирать детали, уворачиваясь от болидов, как будто они не люди. А каждый выезд сэйфети-кара подчас меняет сценарий Гран-при: в таком режиме обгоны запрещены, но никто не мешает подтягиваться к впереди идущему, и больше всех страдают именно лидеры. Таким 2 недели назад в Сочи, а затем и 25 октября в США оказался несчастный Нико Росберг.

Его отец-финн знаменит побитым лишь в XXI веке рекордом средней скорости круга на автодромах «Ф-1», но также не был обласкан фортуной. А поклонники сына, коих в Германии сейчас не меньше, чем у Себастиана Феттеля, усматривают в этом некий сговор. Будем объективными: тормозя заезды в угоду безопасности, директорат украл у Нико в общей сложности полминуты преимущества над товарищем по команде, с которым отношения далеко не самые теплые. И этот самый товарищ на радостях уже готов выступить с Элтоном Джоном дуэтом: как тут не разозлиться?

Вспомнилось, как в американских гоночных сериях, если лидер слишком сильно отрывался от преследователей, устроители намеренно выпускали эту самую машину безопасности (за океаном принято обозначение пейс-кар), чтобы зрители не заскучали раньше времени. Но это в угоду американскому восприятию соревнований, а «Формула-1», извините, слеплена по европейским лекалам, и психология болельщиков у нее несколько иная.

Не сомневаюсь, что американский Гран-при собрал громадную аудиторию по всему миру. Для европейского зрителя время более чем комфортное, но главной интригой стал рекордный по силе за всю историю метеонаблюдений ураган со своенравным именем «Патрисия». Он грозился порезвиться на тихоокеанском побережье Мексики, но южный Техас находится именно по соседству. Отголоски стихии накрыли автодром еще в пятницу, продолжились сутки спустя, и в итоге было решено отложить квалификацию на утро воскресенья. Да, в младших «Формулах» это обычная практика, но и кругов парни накатывают в 3 раза меньше. А здесь выложиться в «квалифае», чтобы через несколько часов выйти на гонку — чудовищный ритм не только для самих спортсменов, но и для инженеров. Но третий сегмент все равно провести не удалось. Вдоль трассы копали дренажные траншеи, а участки трека в низинах напомнили улицы Москвы после ливней прошедшего лета. За сутки до этого разочарованных зрителей даже абсолютно бесплатно запустили на проспект между моторхоумами и паддоками, чтобы хоть как-то извиниться за пакости «Патрисии». Люди фотографировали героев и брали у них автографы. А пилоты Red Bull, два Дани — австралиец Риккиардо и наш Квят даже устроили танец под дождем (такое настроение «красные быки» сохранили и на две трети гонки).

Интересно, а что думают люди, подписывающие календарь Гран-при на сезон? Неужели ураганы в это время года в южной части Северной Америки это неожиданность? Или непогода, вызванная муссонами весной в Юго-восточной Азии, когда проходит Гран-при Малайзии? Наверняка, об этом знают все. По всей видимости, «Формула» намеренно идет на грозу: так гораздо интереснее.

Спору нет, гонка держала в напряжении положенные 2 часа. Мокрый асфальт и дождевой формат резины свел на нет преимущество двух Mercedes в скорости на прямых, а примочку DRS использовать было бессмысленно. Но дождь утих, и, хотя трасса оставалась влажной почти до самого финиша, болиды стали переобувать в слик. И если в дебюте главными героями стали как Квят, так и Риккиардо (Даниэле даже обогнал мерседесовцев и вышел в лидеры), то после просушки инициативу захватили два лидера чемпионата и Ferrari. И хотя Райккёнен разбил свой болид на мокром участке, 4-кратный чемпион мира Феттель показал, что к следующему сезону он и команда будут готовы к борьбе за титул. А вот россиянин Квят совершил ошибку, типичную для молодости: может быть, он зря ощутил себя вторым на трассе (и едва не вышел в лидеры). Во второй части Гран-при «быков» стал настигать конкуренты, включая дочернюю команду Toro Rosso, и наш гонщик в попытке взять реванш не удержал машину на 43-м круге. «Я разбил машину, парни…», — извиняясь, сказал он по радио.

Хэм — Нико — Себ. Тройка призеров Гран-при США полностью совпадает с положением в общем зачете. Традиционный подсчет очков в «Ф-1» минимизирует погрешности, так что в принципе эта группа отражает соотношение сил в сезоне-2015. И если Хэмилтон в недосягаемости, Росберг теперь будет стараться отразить атаки Феттеля. Хотя наверняка оба уже мысленно — в 67-м чемпионате мира.

Все чемпионы мира XXI века:

2001-2004. Михаэль Шумахер (Германия, Ferrari)

2005-2006. Фернандо Алонсо (Испания, Renault)

2007.Кими Райккёнен (Финляндия. Ferrari)

2008. Льюис Хэмилтон (Великобритания, McLaren-Mercedes)

2009. Дженсон Баттон (Великобритания, Brawn-Mercedes)

2010-2013. Себастиан Феттель (Германия, Red Bull Racing-Renault)

2014-2015. Хэмилтон (Mercedes)

Источник