Пилот «КамАЗа» Николаев: «Организаторы прислушались и вернули нам настоящий «Дакар»

Был период, когда победы большегрузов под российским флагом на главном ралли-марафоне планеты воспринимались как само собой разумеющееся, но конкуренты подтянулись, и судьба «Дакара-2017» решалась буквально на последних километрах дистанции. Поэтому встреча наших победителей в «Шереметьево» напомнила летнее чествование российских олимпийцев. Да и оба соревнования проходили в Южной Америке.

фото: Геннадий Черкасов

Как известно, уже 9-й год от «Дакара» остался только бренд. В 2008-м из-за террористической угрозы французские организаторы отменили ралли-рейд, а через год многодневка переехала в Аргентину, Чили и соседние страны. Здесь кроме пустынь и степей есть высокогорные участки, а это значит, внедорожное ралли стало еще сложнее. Но с недавних пор примерно в эти же сроки в столице Сенегала Дакаре финиширует «Африка Эко Рейс», альтернатива гонки, где «КамАЗ» который год тоже успешно выступает, благо в команде хватает талантов по всем позициям.

Нынешний руководитель проекта, самый легендарный пилот категории грузовиков Владимир Чагин, объявил, что две части команды встретились на глазах болельщиков. Это не была постановка: «африканцы» и «американцы» тепло обнимались и обменивались трофеями: у одних — культовая статуэтка бедуина, у других кубок представляет собой профиль Африканского континента. Но главное — оба главных приза золотые.

— Понимали, какая на нас ответственность лежит, — сказал Чагин. — Мы делали все, чтобы в период зимних каникул до вас доносились только хорошие новости. Мы выиграли благодаря вашему интересу, вашей поддержке.

Гоночный проект требует вложений космических масштабов, и в непростой экономический период каждый год приходится работать не только над постройкой машины, но и изыскивать средства. Пилоты при этом подчеркивают: машины наши, это не бутафория, за которой спрятана импортная начинка. Нет, определенные узлы приходится покупать, но разве конкуренты из MAN, Tatra и IVECO так не делают? Еще как…

Эдуард Николаев, чей экипаж выиграл «Дакар» второй раз после 2013 года, признал главное: организаторы послушали участников и вернули гонке ее изюминку: «Дакар» стал настоящим: были и бездорожье, и быстрые трассы, и пески. А температура колебалась от +2 на улице в горах по ночам до +54 в кабине грузовика. Заезжали мы на точки в 5000 м над уровнем моря, где уже дышать сложно. Еще гонка была мокрой, много спецучастков отменили, но при этом СУ были интересные, насыщенные. Особенно досаждали острые колючки, пробивавшие колеса…» Триумфатор африканского ралли Андрей Каргинов указал на различия рейдов на разных континентах. «В Африке привычная зима, то есть бывают холода и выше +30 температура не поднимается нигде. А вот что касается бездорожья, то в этот раз мы штурмовали мавританские пески, которые представляют собой горизонтальную плоскость, так по ней колеса совсем не едут».

— Мысленно мы еще на гонке-2017. Тела здесь, а мозги в Южной Америке, — отвечает Владимир Чагин на вопрос о перспективах команды «КамАЗ» на будущий сезон. — Только в марте машины пересекут Атлантику и прибудут в Россию. Мы оценим свои финансовые возможности и будем принимать решение об участии.

По словам Эдуарда Николаева, ключевой спортивный момент наступил за 3 дня до финиша. Лидеров было несколько, здесь даже час преимущества не отрыв, а речь шла о двух с половиной минутах. Вышеперечисленные грузовики претендовали на победу в общем зачете:

— Владимир Чагин сказал нам тогда: кто самый спокойный, тот и победит. Мы, а также экипажи Сотникова и Мардеева друг друга поддержали и отправились в бой. Мы маленькая семья в этой кабине. Все знаем друг друга с детства. И уже два поколения раллистов нам передали свои знания: основатель команды Семен Якубов, первое поколение дакаровцев, Владимир Чагин, Фирдаус Кабиров — второе. Советы и воспитание помогают.

— Что сделано для обретения классического ралли-рейда?

— Организаторы прислушались к негативным откликам. Дело в том, что «Дакар» стал похож на классическое ралли серии WRC. Это не хорошо и не плохо, просто другой вид спорта. А теперь марафон вернули на место. Участники были испытаны на выносливость, теряли силы. Хотя в то же время осталась работа с навигацией и возросли скорости. Организаторы вообще собрались: не было помарок, и все прошло без эксцессов. Многие на протяжении всей истории гонки ругают питание, но у нас давно свой повар, хотя по настоящим щам все же скучали. Их можно сварить только из продуктов, которые родом из нашей полосы.

— Не хотите, чтобы «Дакар» вернулся в Африку?

— Очень хотели бы это попробовать. Но вместе с тем и в Южной Америке интересно. Кроме того, есть и «Шелковый путь» — увлекательное ралли в плане трассы и организации, тем более часть проходит по территории России. Это отличный этап подготовки перед «Дакаром». А поскольку день в Африке заканчивается раньше, мы, отправляясь на этапы, уже знали об успехах Андрея Каргинова. И поэтому старались не ударить в грязь лицом и повторить успех товарища.

— «Дакар» войдет в историю, так как кроме вас победу одержал Сергей Карякин в категории квадроциклов. Россия никогда прежде не побеждала в двух зачетах сразу.

— Сергея мы знаем уже 4-й год с тех пор, как он начал штурмовать «Дакар». И знаете, очень позитивный парень, настоящий боец. 3 года боролся с неудачами, стечением обстоятельств, порой обидным. И всей командой рады за него, что все получилось. Как и за Анастасию Нифонтову, которая заняла второе место среди девушек в зачете мотоциклов.

— У вас тоже ведь случались неудачи!

— На «Дакаре» без них не обходится. В том году нам не повезло, и весь год мы делали работу над ошибками, чтобы не повторить. И здорово, что все получилось, хотя ругать себя мы не перестаем. Для этого ведется таблица, где фиксируются недочеты в пилотировании (это для меня), навигации (для штурмана) и, наконец, в технической составляющей (для механика). Год впереди, результат достигнут, но, поверьте, нам уже есть чем заняться!

Источник